Мосты, заводы, пароходы. Новые объекты развивают экономику Дальнего Востока
В макрорегионе строят производственные, инфраструктурные и логистические объекты, с помощью которых создаются новые рабочие места.
Рассказываем о производственных, инфраструктурных и логистических объектах, которые запустили на Дальнем Востоке за последние годы, и о том, какой вклад они вносят в экономику макрорегиона и всей страны.
10 июня 2022 года в Амурской области торжественно открыли автомобильный мост между Россией и Китаем через реку Амур. По нему тут же пустили движение, и из Приамурья в КНР пошли первые большегрузы с российским соевым маслом.

Стройка началась еще в конце 2016 года одновременно с двух сторон. Стыковка прошла 31 мая 2019 года. Объект был достроен в 2020 году, но из-за пандемии и закрытых тогда границ запустить движение по мосту сразу не удалось.
Трансграничный мост построен по уникальной концессионной модели – он сам по себе инвестиционный проект, который, по подсчетам специалистов, окупится за 16 лет. Проезд по мосту платный.
Длина моста составляет 1080 метров, из которых каждой стороне принадлежит 540 метров, государственная граница проходит посередине моста. Этот объект значительно сокращает дорогу из Китая в Амурскую область, что снижает транспортные издержки.

«По мосту каждый день могут проезжать более 600 грузовых автомобилей. Современные пункты пропуска в перспективе способны обеспечить до 4 миллионов тонн грузов и 2 миллионов пассажиров ежегодно. Экономический эффект будет ощутим для всего Дальнего Востока и страны в целом. Многократный рост грузооборота принесет пополнения в бюджеты всех уровней, а возможность быстрой логистики даст мощный толчок как к развитию экспорта продукции из России, так импорта товаров», - отметил губернатор Амурской области Василий Орлов.
В конце 2018 года в Якутске открылся первый на Дальнем Востоке IT-парк, который сейчас называют домом всех айтишников республики. В парке работают образовательные площадки: инкубатор и акселератор, а также коворкинг, переговорные комнаты, лаборатории виртуальной реальности, студия звукозаписи и захвата движения. Кроме того, здесь расположен штаб цифровой трансформации, цель работы которого – поддержка IT-отрасли Якутии и других регионов Дальнего Востока.
По словам министра инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий республики Анатолия Семенова, с помощью регионального фонда развития инноваций профинансировано уже 48 IT-стартапов, не только из Якутии, но и из Бурятии, Хабаровского края, Приморья.
В якутском парке базируются IT-компании, которые занимаются разработкой приложений, медицинских сервисов, робототехникой и созданием программного обеспечения для роботов, проектами в сфере образования.
Одна из разработок резидентов парка - система IRIS, которая анализирует медицинские снимки с помощью технологий искусственного интеллекта. В начале пандемии ковида эта разработка помогла врачам Якутии обработать десятки тысяч изображений КТ легких и поставить пациентам диагнозы более точно и быстро.
«Мы прошли бок о бок с нашими врачами в самом начале пандемии. Это помогло нам сильно продвинуть наши наработки, мы повысили точность модуля по легким до 97%, а также начали выстраивать комплекс программ. Мы полностью обеспечили совместимость с отечественными процессорами «Эльбрус». Так мы получили диагностический комплекс полностью отечественного производства. Наши врачи уже используют его в работе, мы готовы масштабировать комплексна другие регионы», - рассказал резидент IT-парка Афанасий Аргунов.
В 2021 году выручка резидентов парка по экспорту IT-услуг составила около 1,9 млрд рублей. Якутия занимает первое место по экспорту таких услуг на Дальнем Востоке. В этой сфере в республике работают более 3,5 тысяч человек.
В 2020 году на территории опережающего развития (ТОР) «Большой камень» в Приморье инвестор – ГК «Доброфлот» - построил завод по переработке минтая и других видов рыб, где изготавливают более 150 тонн продукции в сутки. Производство полностью безотходное. Площадь завода со вспомогательными зданиями – больше 26 тысяч квадратных метров, на предприятии работает около тысячи человек.
Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев отметил, что строительство новых рыбоперерабатывающих предприятий идёт благодаря механизму «квоты в обмен на инвестиции», внедренному по поручению президента России. «Мы возвращаем инвестиции, поддерживаем развитие рыбопереработки, содействуем восстановлению судостроения на Дальнем Востоке. Мне кажется, это очень важно», – отмечал полпред.
Инфраструктура рыбоперерабатывающего комплекса в Большом камне постоянно расширяется – в мае 2021 года инвестор построил сухой склад площадью 5 тыс. «квадратов», а в начале осени 2022 года здесь заработает гигантский холодильник – один из самых больших на Дальнем Востоке.
Площадь холодильного склада - более 9 тыс. квадратных метров, он сможет вместить 15 тыс. тонн готовой продукции. Также здесь подготовили площадку на тысячу контейнеров. После запуска нового холодильника на базе предприятия будет создан логистический центр для доставки продукции по всей стране.
Рыбопереработка развивается и в Сахалинской области. В конце января 2022 года на Курильском рыбокомбинате на острове Кунашир заработал цех, где отходы предприятия перерабатывают в рыбную муку и рыбий жир. Их используют при производстве кормов для домашних и сельскохозяйственных животных.
Мощность цеха – более 8 тыс. тонн продукции в год, объёмы производства при необходимости могут увеличить.
«Появление еще одного производителя высококачественной рыбной муки и рыбьего жира повышает устойчивость российского животноводства в условиях санкций», - отметил председатель правительства Сахалинской области Алексей Белик.
По программе «Квоты под киль» на Дальнем Востоке построили 11 заводов, в том числе шесть по переработке минтая и иных видов рыб большой мощности на Камчатке, в Приморском крае и на курильском острове Шикотан, а также пять заводов малой мощности по переработке рыбы, кроме минтая, в Камчатском крае и на Сахалине.
15 июля 2022 года дали старт началу движения по скоростной автомобильной дороге «Обход Хабаровска». Это один из самых масштабных транспортных проектов Хабаровского края. Протяженность трассы – 50 км, на ней построили три моста, 21 путепровод и пять развязок.
«Эта дорога стала итогом исполнения поручений президента о повышении транспортной доступности на дальнем Востоке. «Обход» свяжет три федеральные трассы – «Амур», «Уссури» и «Восток», обеспечит выход сети российских автодорог к крупнейшим морским портам – Восточному, Владивостоку, Находке, Советской Гавани и Ванино, а также сыграет ключевую роль в контексте открытия грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский, связав сеть наших автодорог с сетью дорог Китая», – отметил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.
Как рассказывал глава региона в интервью aif.ru, в крае строятся новый угольный порт «Эльга» мощностью 30 млн тонн, тихоокеанская железная дорога. За последние годы построено несколько новых портов в Ванино, также порты там, а еще в Советской Гавани модернизируют. В 2023 году планируется начать строительство универсального порта Дальний, который сможет обслуживать да 45 млн тонн грузов в год.
Объект, который почти готов, - Забайкальский зерновой железнодорожный терминал. Его должны ввести в эксплуатацию в сентябре 2022 года. Терминал станет самым крупным объектом зерновой логистики в России, и более того, первым в мире специализированным сухопутным зерновым терминалом полного цикла. Объект сможет перегружать 8 млн зерна тонн в год.
Как отмечает губернатор Забайкальского края Александр Осипов, после старта работы терминала можно будет дополнительно ввести в оборот до 1,5 млн га земель, так как расширятся возможности инфраструктуры и спроса.
«Проект позволит запустить естественные производительные силы», - уточнил Осипов. Премьер-министра РФ Михаил Мишустин называет мультипликативный эффект от работы терминала фантастическим и для Забайкалья, и для соседних регионов.
«Это повышает нашу продовольственную безопасность, и дает нам возможность удвоить экспорт зерна. Терминал также решает проблему разноколейки железнодорожных путей и фактически открывает окно экспорта в Среднюю Азию, на Ближний Восток и в Китай. Очень хорошо, что создается много рабочих мест: со смежными отраслями – это больше 200 тысяч», - сказал глава кабмина.
На Сахалине создана территория опережающего развития «Горный воздух», резиденты которой реализуют проекты в сфере туризма. В 2022 году на горнолыжном курорте, которая носит общее с ТОР название, открылся ресторанный комплекс с блюдами разных кухонь мира. Он заработал на вершине горы Большевик на высоте более 600 метров над уровнем моря. Добраться до него гости могут по канатной дороге.
Еще один туристический объект, который открылся Южно-Сахалинске в 2022 году, - новое административное здание четырехзвездочной гостиницы «Mega Palace Center». Это десятиэтажный бизнес-центр, где расположены офисы и переговорные комнаты, рестораны с японской, паназиатской и балканской кухней. В новое здание перенесли административный отдел, что позволило увеличить число номеров.
Ранее в зоне ТОР на Сахалине построили три гостиничных комплекса и учебно-тренировочный центр для спортсменов. Всего резиденты инвестировали 8,5 млрд рублей, на новых предприятиях получили работу 877 местных жителей.
Как отмечает Юрий Трутнев, на Сахалине – идеальные условия для развития окупаемого туризма. Он считает, что горнолыжный курорт «Горный воздух» может стать вторым самым популярным в стране после «Красной поляны» в Сочи. Для этого он призвал увеличить протяженность трасс. Сейчас их 18, общая длина - 35 км.
До конца 2022 года на Сахалине планируют начать строительство еще пяти гостиниц. Строительство отелей и развитие инфраструктуры на островах Сахалинской области помогут увеличить число туристов до миллиона человек в год и более к 2030 году.